Клиринг — привычный термин для тех, кто активно торгует на бирже. Это способ расчетов между странами, компаниями, банками и даже биржами. Но это не обычный вариант, когда стороны перечисляют друг другу средства в рамках сделки. Разберемся подробнее в том, что такое клиринговые расчеты, какие есть особенности, преимущества и недостатки, виды.
- Клиринг — что это простыми словами
- Клиринговая компания
- Типы клиринга
- Банковский
- Товарный
- Валютный
- Биржевой
- Основные функции
- Этапы
- Расчет клиринга
- Клиринговые кредиты
- Преимущества и недостатки клиринга
- Как снижают риски клиринговых операций
- Клиринг в периоды финансовых кризисов
- Клиринговая сессия на Московской бирже: особенности
Клиринг — что это простыми словами
Простыми словами клиринг можно определить как систему безналичных расчетов между контрагентами. Но вместо денежных траншей в клиринге стороны используют взаимозачеты — требования и обязательства.
Для справки: название происходит от английского слова «clearing» — очистка, очищение.
Чтобы было еще понятнее приведем простой пример клиринговых платежей: есть два банка. Например, Альфа и Бета. Альфа должен выплатить контрагенту по сделке 1 миллион рублей. Бета задолжал 1,5 миллиона рублей. При обычных расчетах финансовые организации проведут две транзакции — на миллион и полтора соответственно. Если бы они воспользовались клирингом, платеж был всего один — от банка Бета в пользу Альфы на 0.5 миллиона рублей.
Клиринговая компания
Клиринговая деятельность подлежит лицензированию и подчиняется федеральному законодательству. Регулятором в этом вопросе выступает ЦБ РФ. Причем разрешение на организацию клиринга выдается бессрочно. Но лицензиат может лишиться разрешения, если допустит нарушения законодательства.
Лицензиат является третьей стороной — он открывает корреспондирующие счета для сторон, контролирует проведение расчетов и оформляет закрывающую документацию (проводки).
Важно: собственные средства клиринговой компании должны составлять не менее 100 миллионов рублей (min показатель). Это публичная деятельность — компания обязана публиковать учредительные документы, тарифы на услуги и условия клиринга. Все эти данные подлежат регистрации в ЦБ РФ.
Отметим, что клиринг может быть нецентрализованным — неттинг. Это определение относится к расчетам, которые осуществляются внебиржевой деятельности. Клиринговая компания в таких расчетах не участвует.
Типы клиринга
Первая очевидная классификация клиринга — по количеству участников: простой (два участника), многосторонний. Есть и иные варианты классификации клиринга.
Банковский
Сторонами в таком клиринге выступают банки. Расчеты ведутся с помощью платежных поручений. посредником может стать не банк с лицензией или клиринговая палата ЦБ РФ.
Интересно, что клиринг возможен и между филиалами одного банка. В этом случае мы имеем дело с межфилиальным клирингом.
Товарный
Еще один вид клиринга. Особенность — расчеты имеют характер бартерной сделки. Здесь выделяют виды:
- обычный — расчеты ведутся исключительно по взаимозачету. Причем в договоре может определяться периодичность такого сотрудничества: постоянно или разово. Оказание услуг или поставка товаров по взаимозачету ведутся через клиринговую компанию;
- смешанный — договором может быть предусмотрено оказание услуг или поставка товаров с одной стороны и оплата денежным переводом с другой.
Валютный
Вариант клиринга, без которого не обойтись в расчетах между государствами. Договором должен быть оговорен вид валюты и стоимость услуг и товаров.
Биржевой
Речь о биржевом клиринге идет в том случае, если между субъектами в расчетах используются ценные бумаги — акции, векселя, расписки и др.
Основные функции
Для чего вообще был придуман такой способ расчетов между сторонами? Первое — снижение оборота наличных. Второе — уменьшение количества банковских проводок. Третье — расширение безналичных расчетов. Конечно, такие расчеты позволяют сэкономить время, сократить расходы на подсчет, перевозку и сдачу в банки наличности компаний.
Этапы
В общем понимании клиринг между сторонами осуществляется в 4 этапа:
- Регистрация сделки между сторонами. На этом этапе необходимо предоставить в банк векселя и чеки на инкассо.
- Сверка. Банк проверяет и регистрирует поступившие финансовые документы, передает их в клиринговую компанию. Кроме того, проверяются стороны и условия договора.
- Расчеты. На этом этапе важно провести расчеты взаимозачетных платежей. задача клиринговой компании рассчитать стоимость всех товаров и платежей с обеих сторон, определить — при каких условиях можно провести их взаимовыгодное погашение. Здесь важно учесть обстоятельства, при которых одна из сторон не полностью поставила товар или выполнила другие договорные условия.
- Платежи. На этом заключительном этапе проводят взаимозачет — обмен товарами, работами или услугами. задача клирингового посредника — списать необходимые суммы с корреспондирующих счетов сторон, закрыть сделки и составить необходимые финансовые документы.
Расчет клиринга
Отдельно нужно сказать о методах расчета клиринга, к которым может прибегать лицензированный посредник. Всего их два:
- классический. Суть его в том, что компания рассчитывает итоговое сальдо. для каждого контрагента отдельно. Затем данные передаются в ЦБ РФ. все средства хранятся на счетах регулятора. В клиринговой компании есть только транзитные счета, постоянно на них нет средств сторон. Такой способ считается самым надежным, поскольку в схему оказывается вовлечен регулятор, который может обеспечить достаточное количество средств на корреспондирующих счетах сторон;
- авансирования. Более рискованный вариант расчетов. Здесь ответственной стороной выступает клиринговая фирма, а не регулятор. Итоговое сальдо подсчитывается компанией самостоятельно, средства находятся на счетах, открытых ею для сторон. Интересно, что при таком варианте подсчетов клиринговый агент может кредитовать членов страхового фонда. Но при этом агент обязан сдавать в ЦБ отчетность, где отражается остаток средств на счетах сторон.
Клиринговые кредиты
Существует такое понятие, как клиринговый кредит. Это займ, который предоставляет банк, но кредитор может использовать их только внутри банка и только для клиринга. Отечественные банки редко практикуют такой вариант кредитования. А вот иностранные довольно часто (например, WIR Bank Швейцария). Это довольно удобный финансовый инструмент, поскольку процент клирингового кредита всегда меньше, чем по обычному. Хотя нужно отметить, что клиенты, которые планируют воспользоваться таким предложением банка, обязаны пройти обучение.
Преимущества и недостатки клиринга
Как и любой финансовый инструмент клиринг имеет преимущества и недостатки. Самый главный плюс — существенное упрощение расчетов между сторонами. Кроме того:
- ускорение процесса взаимодействия между сторонами;
- сокращение расходов компаний на инкассацию, перевозку и хранение денежных средств в банках;
- увеличение ликвидности предприятий, которые выбрали для себя клиринговые расчеты;
- возможность использования банковских балансов (в ЦБ РФ) в качестве резервов.
Что касается недостатков, их не так много: необходимость заключения дополнительных договоров, оплачивать услуги посредника. Кроме того, возрастают риски, что контрагент не выполнит свои обязательства по договору.
Как снижают риски клиринговых операций
Исходя из одного из недостатков клиринга, можно выделить некоторые виды рисков, которым подвергаются стороны:
- системные. Один из контрагентов может объявить себя банкротом из-за тех процессов. которые происходят в экономике;
- кредитные. Одной из сторон просто может не хватить средств (отсутствие на счетах) из-за временного разрыва между обменом платежками и конечными расчетами;
- неликвидные. Риск неликвидности означает, что одной стороне не удастся достаточно быстро продать активы и получить деньги. Расплатиться у нее просто не получится.
Естественно у клиринговой организации есть свои способы снизить перечисленные риски. Самая действенная мера — постоянный мониторинг собственных средств и обязательств. Именно с этой целью посредники включают в штат комитет по рискам. Его основная задача — создать систему оценки, которая формирует коэффициенты каждого клиента и по ним уже можно определить уровень риска. Например, коэффициент денежного потока должен быть более 1.5 единиц, ликвидности — выше 2. Это говорит о стабильности.
Второй способ снижения рисков — создание страхового фонда. Он формируется из вносов клиентов. Крое того, клиринговые компании сокращают время, в течение которого стороны могут проводить расчеты.
Важно: по некоторым сделкам стороны имеют право на аннуляцию результатов. В этом случае расчеты клиринга носят незаконченный характер.
Клиринг в периоды финансовых кризисов
Финансовые кризисы случаются с завидной регулярностью. В эти периоды многие компании разоряются, существенно возрастает риск неплатежей. Клиринг может стать эффективным инструментом, который позволит уменьшит платежный баланс и сохранить наличные.
Именно в кризисные периоды банки берут на вооружение клиринг и организуют расчеты между предприятиями. Простой пример: кризис 1929 года. Особенность — острая нехватка валюты. Именно клиринговые системы платежей позволили сэкономить наличность. И даже во время Второй мировой войны 2/3 товарооборота между европейскими державами проводились посредством клиринга.
Клиринговая сессия на Московской бирже: особенности
На ММВБ клиринг проводит небанковская кредитная компания — центральный контрагент «Национальный клиринговый центр», НКО НКЦ. Организация становится посредником в каждой сделке и гарантирует проведение платежей по всем сделкам. Участникам не приходится заботиться и волноваться по поводу возможных рисков.
Период клиринговых расчетов на ММВБ длится 5 минут (14.00-14.05). Списание и зачисление проводится в другой промежуток — основной клиринг (18.45-19.00).
Клиринг — система расчетов между сторонами сделки, при которой используется принцип взаимозачетов. В сделках всегда участвует третья сторона — клиринговая компания, осуществляющая деятельность на основании лицензии. Она выступает гарантом и проводит расчеты клиринга. Такой способ расчетов позволяет экономить время, средства компаний и снижать риски при финансовых кризисах.